Сколько весит якорь на корабле

Самый большой якорь

сколько весит якорь на корабле

Почти в каждом портовом городе в качестве достопримечательности стоит на вечном приколе внушительный якорь. Эти черные гиганты излучают спокойную мощь, с которой торговые и военные корабли бороздили морские дали. Самый большой якорь в мире отлит по специальному заказу и весит 40 тонн. Узнайте все о тяжелых и сильных якорях, взгляните на фото этих скрытных тружеников моря.

Рекордсмен в тяжелом весе

Чтобы построить переправу через пролив или морскую буровую вышку, требуется плавучий кран, способный перемещать мостовые пролеты. Судно, на котором расположен плавучий кран, должно стоять на месте как влитое, иначе невозможно обеспечить точность перегрузочных работ. Задача удержать его на месте возложена на гигантские якоря.

Плавучий кран Svanen

В 1991 году голландская компания Ballast Nedam специально для строительства моста Большой Бельт в Дании заказала циклопический плавучий кран Svanen, инженерные особенности которого позволяют ему поднимать и перемещать грузы свыше 8 миллионов тонн. Сколько весит якорь подобного сооружения? Столько же, как современный танк или кит-горбач – 40 тонн.

Как выглядят якоря плавучего крана

Это непривычные по иллюстрациям в книгах о пиратах конструкции из веретена и плоских лап на раскидистых рогах. Якоря плавучих кранов, особенно тех, которые монтируют пролеты мостов, выглядят как полусферы, способные присосаться к грунту с помощью шлангов для удаления воды.

Якорь-полусфера

Похожие присосы ставит на плавучие краны и другая голландская фирма – Balder. Ее краны обладают меньшей грузоподъемностью – до 3 миллионов тонн, однако работают в условиях сильных течений и волнений.

Память о морском гиганте

Среди диковинных экспонатов во дворе Морского музея Гонконга хранится подобранный у берегов Индии якорь супертанкера Knock Nevis. Ржавеющий титан весит 36 тонн, имеет длину 10 м и на сегодня является первым в мире в классе конструкций Данфорта с их плоскими лапами в форме ножей. Этот якорь относится к числу становых – необходимых для удержания вне дрейфа судна с выключенными двигателями. 

Якорь танкера Knock Nevis

Его размеры связаны с габаритами танкера:

  • длина – 458 м;
  • ширина – 69 м;
  • тормозной путь – 10 км;
  • осадка при полной загруженности – 30 м.

Knock Nevis спустили со стапелей в 1976 году, несколько раз перепродали и перестроили: то вибрация владельцев не устраивала, то отсутствие двойного борта, то невозможность пройти Панамским каналом. Последние 6 лет жизни он провел в роли танкера-хранилища, а в 2010 году был пущен на металлолом. Исполинский якорь, державший гиганта на месте, – единственная память об этом выдающемся судне.

На чем держатся авианосцы

В 1982 году в состав надводного американского флота с приличествующим моменту пафосом ввели самый большой за всю историю кораблестроения авианосец. Не имеющий равных по размерам, численности экипажа и вложенным средствам, Carl Vinson владеет и соответствующими становыми якорями весом в 30 тонн каждый.

Якорь авианосца Carl Vinson

У них нет штоков, зато поворотные лапы надежно зарываются в грунт и плотно убираются в клюзы при подъеме. Инженер Фредерик Болдт, придумавший такое решение в далеком 1898 году, не мог и предположить, что им будут пользоваться плавучие авиабазы 21-го века. Американские авианосцы Saratoga и Forrestal, французский нефтеналивной танкер Batillus – суда, чьи якоря конструкции Болдта весят от 27 до 30 тонн.

Чемпионы российского флота

В Николаевске-на-Амуре всеобщему обозрению доступен старинный Царь-якорь кованого железа весом 6,1 тонны. Длина его от рыма до пятки составляет 4,8 м. 

Царь-якорь в Николаевске-на-Амуре

А в 2012 году при реконструкции судостроительного завода во Владивостоке обнаружили шеститонную махину из тех, что устанавливали на броненосцы времен русско-японской войны. Его длина – 6 м, а размах лап – 4 м.

Флиппер-дельта – соперник Болдта

Голландский изобретатель Петер Кларен в 1975 году предложил усилить якорь тремя треугольными плоскостями, которые придали конструкции вид дельтаплана. 

Флиппер-дельта

Идея оказалась удачной, и компания, производившая новинку, в первый же год продала изделий общим весом в 0,5 миллиона тонн. Флиппер-дельта массой в 27,2 тонны по сей день держит плавучие краны, а моделями поменьше снабжают морские спасательные буксиры.

Мертвые якоря – нет равных в силе

При разработке нефтяных скважин в Мексиканском заливе инженеры столкнулись с проблемой илистых грунтов: якоря в них не держали понтоны. В 50-х годах прошлого века были предложены сразу три новых решения, объединенные названием «мертвые якоря». Они небольшие, в пределах тонны веса, но способны удержать бурильный снаряд.

Мертвые якоря: с усиленной лапой (слева) и воздушный змей (справа)

Особенно сильна модель под названием «воздушный змей». Он погружается в ил на глубину 10-15 м. Правда, вытащить его оттуда невозможно. Учитывая небольшую стоимость, его просто оставляют в грунте.

Как удержать одновременно 4 судна

В 1848 году в голову английского инженера Митчелла пришла гениальная мысль: он придумал якорь, который с помощью рычага ввинчивают в донный грунт. Руководствуясь этой идеей, управление порта Ньюкасл построило на рейде ряд швартовых бочек, каждая из которых держалась на одном якоре-винте и принимала по 4 судна. 

Винтовые якоря разных типов

Ближайший шторм разметал корабли в других портах, а в Ньюкасле капитаны нашли суда там, где их оставили. На винтовые якоря и сейчас ставят плавучие портовые сооружения, например, маяки.

Новый принцип действия

Расчеты показывают, что при ураганном ветре даже якорь весом в 90-100 тонн не удержит нефтеналивной танкер длиной в 400 м. А если под килем окажутся кораллы, лапы якоря и вовсе будут беспомощно скользить по ним. Решение предложили американские военные инженеры.

Их реактивный якорь весит 6,8 тонны, но при этом обладает такой удерживающей силой, будто весит 19 тонн. Он снабжен ракетой, которая взрывается при ударе о грунт и заглубляет якорь на 8-10 м.

Чтобы танкер возобновил движение, якорную цепь размыкают, потому что выдернуть реактивную модель из грунта нереально.

Непревзойденный по площади

Возле берега несложно закрепиться на месте, а что делать, если небольшое судно застигнуто непогодой в открытом море? задача капитана – держать плавсредство носом к волне, и помощник для этого – плавучий якорь, который бросают с носа.

Это конус из парусины с металлической крестовиной в основании. Сооружение похоже на вытянутый в длину парашют, зонт или трал для донной рыбалки. Диаметр входного отверстия конуса – половина ширины судна.

Выходное отверстие – 10 см, за счет чего создается приличная сила сопротивления.

Плавучий якорь

Для увеличения силы плавучих якорей снизу к ним подвешивают балласт, а сверху прикрепляют буек. Вместе балласт и буек удерживают якорь на нужной глубине.

История якорей начинается с тех времен, когда впервые к лиане привязали тяжелый камень и бросили на дно. С тех пор эти приспособления становились все удобнее и тяжелее. Однако на 40 тоннах гигантомания закончилась. Винты, присоски, реактивные устройства приходят на смену привычным разлапистым великанам, украшающим скверы городов корабельной славы.

Источник: https://24smi.org/news/54763-samyi-bolshoi-iakor.html

Сколько весит якорь на корабле?

сколько весит якорь на корабле

» Прочее »

Вопрос знатокам: Сколько весит корабельный якорь?

С уважением, волков виталий

Лучшие ответы

от нескольких сотен кг (на маленьких катерах) до 16 тонн на супер-танкерах!!!Хотя сейчас может и больше есть)

Еси на шее, то тяжело.. .
ru.wikipedia /wiki/Категория:Корабел ьные_якоря

Явно меньше самого корабля, но интересно посмотреть на сам процесс взвешивания.

Держащая сила якоря выражается через отношение его веса к тому весу, который он способен удерживать. Простейший якорь А в виде камня, обвязанного канатом, удерживает вес меньше собственного. Адмиралтейский (со штоком и неподвижными лапами) якорь малых размеров удерживает (в зависимости от особенностей его конструкции) вес в 3–12 раз больше собственного, а больших габаритов – в 5 раз больше своего веса.

Якоря, не имеющие штока, удерживают: малые – в 2–3 раза больше своего веса, большие (корабельные) – в 5 раз больше своего веса; держащая сила таких якорей через некоторое время после заглубления лап в грунт возрастает по сравнению со значением ее величины сразу после отдачи.

Якоря Дэнфорта удерживают: малогабаритные литые стальные – в 17–460 (в зависимости от типа грунта) раз больше своего веса; предназначенные для постоянной швартовки якоря сборной конструкции – в 30–1000 раз больше своего веса; корабельные – в 20–30 раз больше своего веса.

Значение держащей силы постоянно при условии, что полностью натянутая (без провеса) якорная цепь отходит от якоря под углом 15° к горизонту. Обычно это достигается при длине цепи, в 4 раза большей глубины погружения якоря, но в зависимости от ветра и течения может потребоваться длина цепи в 10 раз больше глубины погружения.

Больше веса коробля раза так в два. ШО?

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Якорное устройство служит для удержания судна на месте во время стоянки в удалении от берега, а также у необорудованного берега (в этом случае якорь закрепляется на берегу) . На маломерных любительских моторных судах в основном применяются четырехлапые сегментные якоря. Четырехлапые якоря обладают большой удерживающей силой, равной 8 – 10 весам якоря.

Они относительно легки, быстро и надежно сцепляются с грунтом, а хранение их на моторном судне не причиняет неудобств. Вес якоря можно определить по приведенной ниже таблице. В качестве якорного каната лучше всего подходят капроновые или нейлоновые троса, которые обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с другими материалами.

Их прочность в 2,5 – 4 раза выше пеньковых тросов; они не подвержены гниению и коррозии; обладают хорошей эластичностью, гибкостью и большим удлинением при растяжении. Длина якорного каната, зависящая от наиболее вероятных якорных стоянок, должна быть не менее 3 – 5 глубин, причем большее значение длины относится к открытым водоемам и рекам с быстрым течением.

Для небольших речных моторных судов обычно применяют якорный канат длиной 7 – 12 метров. При плавании по внутренним водоемам, засоренными корягами и затопленными деревьями, вероятность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйреп с буйком (он называется томбуй) , не следует. Лучше всего иметь буек с буйрепом длиной 10 – 15 метров.

В крайнем случае, вместо буйка любой плавучий предмет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п. Если якорь застрял и вытянуть его за якорный канат невозможно без риска обрыва каната, то достаточно потянуть на буйреп, и якорь освободится. Томбуй пригодится для подъема якоря и при обрыве якорного каната.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Эхолот для рыбалки своими руками

Определение веса якоря

Вес судна с полной загрузкой, кгРекомендуемый суммарный вес якорей, кгРекомендуемый диаметр якорного каната, мм до 2502,32,5 250-5003,53,0 500-7505,55,5 750-10007,56,5 1000-12509,06,0

1250-150010,07,5

тут решает длина рогов якоря

такой, что бы дирижабль не падал

водоизмещение судна (в тоннах) следует возвести в квадрат, из полученной цифры извлечь кубический корень, а результат извлечения, в свою очередь, умножить на 8. Полученная в итоге цифра и есть рекомендованный вес якоря в килограммах.

В России со времен Петра каждый линейный корабль снабжался пятью якорями. Самый большой и тяжелый, обычно правый становой, именовали плехтом. Второй по величине, левый становой — дагликсом, третий — бухтом. Он хранился закрепленным по-походному под вторым крамболом за дагликсом, на левой скуле корабля. Четвертый якорь носил название шварта.

Это был запасной якорь, и хранили его в трюме за грот-мачтой. Веретено этого якоря принайтавливали к бимсу, а лапы зарывали в каменный балласт. Шток шварта, чтобы он не мешал погрузке в трюм, клали на днищевой настил плашмя. Пятый по весу якорь назывался тоем; его крепили по-походному, как и бухт, но на правой скуле корабля позади плехта.

Кроме этих пяти якорей, на русских парусных кораблях могло быть несколько верпов, самый тяжелый из которых назывался стоп-анкером.В «Объяснительном морском словаре» В. В. Бахтина, изданном в Санкт-Петербурге в 1894 г. , есть термин «бабай». Так в Астраханской губернии раньше называли самый большой якорь на мореходном судне.

«ЦАРЬ-ЯКОРЬ»===================================================================

При Петре якоря подвергались суровому испытанию на прочность. Новый якорь сначала поднимали на высоту веретена и бросали пяткой на чугунный брус, потом, подняв якорь на ту же высоту, опять бросали вниз рымом и, наконец, боком, серединой веретена на ствол пушки. Если якорь выдерживал эти три бросания, на нем выбивали особое клеймо. Такая проба якорей бросанием стала в России традиционной и сохранялась почти до конца прошлого века.

Нужно миниум два, чтобы не болтало. А лучше четыре — два на носу и два на корме.Соответственно:— левый носовй— правый носовой— левый кормовой

— правый кормовой

Якорным устройством называется совокупность технических средств, предназначенных для удержания корабля на месте при стоянке его на рейде, в гавани, а если позволяет глубина, и в открытом море. По назначению якоря подразделяются на становые и вспомогательные. Становые якоря предназначены для удержания корабля на месте.

Корабли снабжаются двумя становыми якорями; катера водоизмещением до 35 т — одним. Вспомогательные якоря служат совместно со становыми для удержания корабля в определенном положении относительно волны, ветра, течения и подразделяются на стоп -анкеры (~ 0,5 веса станового якоря) и верпы (~ 0,3 веса станового якоря).

Вспомогательные якоря размещаются в кормовой части корабля. Стоп-анкерами снабжаются корабли водоизмещением свыше 800 тонн; корабли водоизмещением до 800 тонн — верпами. Вес верпа для катеров водоизмещением до 35 тонн равен 1/5 веса станового якоря.

Типы якорей: якорь Холла, якорь Матросова, адмиралтейский якорь, специальные якоря (однолапый якорь, четырехлапый якорь,

ледовый якорь).

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/skolko-vesit-yakor-na-korable

Почему якорь такой формы и как он удерживает корабли

сколько весит якорь на корабле

Неотъемлемой частью любого судна является якорь. Со времен древних парусников моряки к нему относились с уважением, называя Якорем надежды или Священным. Их использовали не  просто для удержания корабля на рейде, а для торможения, иногда перемещения. И в современном мире устройство незаменимо – выход в море без якоря невозможен.

Назначение

Якорь – конструкция, изготовленная методом ковки, литья или сварки, предназначенная удерживать судно на месте за счет крепления за грунт, соединенная с судном цепью или тросом. Удерживается корабль на месте за счет держащей силы (ДС) – это сила, не дающая якорю вырваться из морского грунта, переместиться. Эффективность конструкции оценивается коэффициентом этой силы, рассчитываемый, как отношение ДС к весу якоря, т.е во сколько раз сила превышает собственный якорный вес.

Конструкция

Первые конструкции представляли собой тяжелый камень, прикрепленный канатом к лодке и сбрасываемый на дно. Постепенно конструкция усовершенствовалась. Наиболее известный вариант состоит из нескольких частей.

Основа любой конструкции – стержень-веретено. В верхней его части есть скоба, кольцо, крепящие якорь к цепи, канату. Снизу – рога, отвечающие за заглубление в грунт и удерживание судна на одной точке. На конце рогов – лапы с острыми концами, называемыми носками.

Рога закрепляются на веретене либо неподвижно (тренд), либо шарниром, тогда они подвижные.  Еще одна деталь: шток — есть не во всех конструкциях. Он служит своего рода поворотным механизмом. В момент погружения якоря на дно шток его переворачивает и ложит горизонтально.

Это помогает хорошо закрепиться за морской грунт. Расположен он перпендикулярно рогам.

Якоря разделяются на несколько видов:

  • ● По виду фиксации лап: фиксируются неподвижно или делаются поворотными;
  • ● По способу закрепления на корабле после съёма его с якоря: со штоками (заваливающиеся) и без штоков (втяжные).
  • ● По количеству рогов, лап: наиболее частые варианты — двурогие.

Помимо конструктивных особенностей для удерживания корабля на стоянке важна масса якоря. Обычный вес составляет несколько тонн, а на отдельных больших суднах, типа круизных лайнеров, авианосцев, где присутствует большая парусность, масса якоря достигает 30 тонн. Несмотря на такие впечатляющие массы – они составляют меньше процента от веса самого судна.

Принцип работы

Якорь, опускаясь на грунт, загружается одним из рогов в грунт. Падает он плашмя, поэтому без штока он не сможет закрепиться, и будет волочиться по морскому дну. Падая на шток, под действием натяжения цепи или каната он разворачивается на дне и зацепляется рогом за грунт.

Держится на месте судно за счет держащей силы всего устройства: якоря и цепи. Первый взаимодействует с морским дном, закрепляясь на нем. Цепь – ложится на дно. Длина участка для морских судов достигает 50 метров.

Однако обеспечивать стоянку якорными устройствами можно не в любых погодных условиях. Многое зависит от глубины акватории, скорости ветра, течения в местах стоянки. Максимальная ураганная скорость ветра составляет 12 баллов, по шкале Бофорта. Большинство судов может становиться на стоянку при ветрах, не превышающих 6,7 баллов. При более сильном ветре корабли поднимают якорь и ложатся в дрейф.

Самые известные модели

В мире множество моделей якорей, у многих стран есть свои предпочтения и веками сложившиеся традиции в кораблестроении, в том числе и якорестроении.

Адмиралтейский

Классическим вариантом в якорестроении служит якорь Адмиралтейский, одобренный к использованию на судах Адмиралтейством Британии в 1821 году. Он очень большой, громоздский. При втягивании на борт шток мешает, поэтому его необходимо снимать и затем перевалить через борт. Несмотря на эти неудобства он по прежнему один из самых используемых.

Холла

Позже, были запатентованы новые, более совершенные модели. Например, шток убрали, лапы сделали поворотными – вся конструкция изменилась и стала более удобной для использования. Типичным якорем с такими изменениями стал – якорь Холла.

Ему не нужен шток для загружения в грунт – он входит туда сразу двумя плоскими качающимися лапами.

Удерживающая сила Холла меньше Адмиралтейского, но удобство эксплуатации и быстрота заглубления позволяет мириться с этим недостатком на многих видах судов.

Дэнфорта

Идею якоря Мастросова изобретатель Денфонт довел до совершенства. Он сделал у якоря более прямые лапы, что даёт ощутимые преимущества в удержимающей силе, при чем делая якоря более легкие. 

Конструкция Дэнфорта имеет плоские лапы, расположенные близко к веретену, шток есть, но он расположен в нижней части. Удобство его — в надежном закреплении даже при разворотах на 360 градусов на нетвердых грунтах.

Современная навигация и кораблестроение предлагает новые совершенные удерживающие механизмы кораблей, однако якоря еще долгие годы останутся простым и надежным устройством, удерживающим судно в месте стоянки.

Источник: http://ya-uznayu.ru/izobreteniya/301-pochemu-yakor-takoj-formy-i-kak-on-uderzhivaet-korabl.html

Сколько весит якорь

Казалось бы, что можно рассказать о якоре? Простейшая, на первый взгляд, конструкция. А ведь он играет огромную роль в жизни корабля. задача якоря – надёжно привязать судно к земле, где бы это ни было: в открытом море или у берега. Моторная лодка или яхта, круизный лайнер или многотонный танкер – безопасное движение по морским просторам для любого судна зависит от надёжности якорей.

Якорные конструкции видоизменялись на протяжении сотен лет. Надёжность, простота использования, вес — каждый параметр проверяло на практике само море, отсчитывая морские мили. Большинство якорей носят общие названия: адмиралтейский, ледовый, плуг, кошки. Но существуют якоря, названные в честь их создателей. Среди изобретателей надёжных конструкций звучат фамилии: Холл и Матросов, Дэнфорт, Брюс, Байерс, Болдт.

«Цепи якорей звенят в порту», или Судовая роль якоря

Якорь должен обеспечивать безопасную стоянку судна, корабля, катера или яхты на рейде и в открытом море. Кроме того, якорь играет огромную роль в решении и других задач:

  • Ограничивает подвижность судна во время швартовки к другому судну или причалу при неблагоприятных погодных условиях, сильном течении, проведении погрузочных работ.
  • Позволяет совершить безопасный разворот на ограниченном пространстве (например, в узкой гавани).
  • Может быстро погасить инерцию и остановить судно, когда грозит столкновение.
  • Помогает снять с мели судно силами экипажа.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На какой лодочный мотор не нужны права

Части якорной конструкции (цепи, клюзы) иногда используют при буксировке.

Ситуации, когда используется якорь, можно условно разделить на две группы.

Первая группа — для аварийного использования: в ситуациях, когда якорь должен удержать корабль при максимальном значении силы ветра и волнения на море.

Вторая группа — для повседневного использования: при кратковременной остановке в хорошую погоду

Строение якоря

Носовая часть корабля – место, где размещается якорное устройство. Дополнительную якорную конструкцию устанавливают на корме крупнотоннажных судов, ледоколов и буксиров. Такая конструкция включает в себя непосредственно якорь, якорную цепь или канат, цепной ящик, устройство, с помощью которого прикрепляют якорные цепи к корпусу корабля, клюз, стопор, а также шпиль и брашпиль, с помощью которых отдают и поднимают якорь.

А из чего состоит сам якорь, в стальных лапах которого находится безопасность судна, экипажа и пассажиров, находящихся на борту?

Якорь – это особая конструкция (сварная, литая или кованая), которая опускается на дно и удерживает судно с помощью якорной цепи или каната. Она состоит из нескольких элементов:

Веретено (продольный стержень) с якорной скобой в верхней части — с помощью этой скобы якорь прикрепляют к цепи;

Лапы и рога, которые прикрепляются к веретену неподвижно или на шарнире.

У якорей, имеющих шток, в верхней части веретена устанавливается поперечный стержень, усиливающий держащую силу.

Якорные конструкции: назначение, тип

По назначению корабельные якоря бывают:

  • Вспомогательные: анкеры, верпы, дреки, кошки, ледовые. Роль вспомогательных якорей – помогать становым в определённых ситуациях: при посадке и высадке пассажиров, погрузке и выгрузке, для снятия судна с мели, удержания судна у кромки ледового поля.
  • Становые: на каждом судне их должно быть 3 (2 в клюзах, 1 – на палубе).

По способу забора грунта делятся на две группы.

В одну группу входят якоря, которые забирают грунт (т. е. зарываются в него) одной лапой. В первую очередь сюда относят адмиралтейский якорь.

В другую группу объединены якоря, забирающие грунт двумя лапами: якоря Холла, Байерса, Болдта, Грузона-Хейна, Матросова.

Становые якоря должны соответствовать следующим критериям:

  • прочность;
  • быстрая отдача;
  • хороший забор грунта;
  • лёгкое отделение от грунта при подъёме;
  • удобный крепёж в положении «по-походному».

Один из самых важных критериев — большая держащая сила, то есть максимальное усилие, измеряемое в килограммах, при воздействии которого якорь не выйдет из грунта и сможет удержать судно «на привязи».

Якорь-«адмирал»

Адмиралтейский якорь по праву можно считать ветераном среди корабельных якорей. Это едва ли не единственный представитель конструкций, имеющих шток. Несмотря на то что на смену ему пришли более современные и надёжные модели, он по-прежнему выполняет свою судовую роль во флоте. Это объясняется универсальностью конструкции.

Проверенное столетиями строение адмиралтейского якоря лаконично: неподвижные лапы и рога отлиты или выкованы вместе с веретеном и составляют с ним единое целое, без дополнительных механических элементов. Шток – деревянный или металлический. Его задача – помогать быстрому забору грунта и правильному ориентированию якоря, цепляющегося за дно.

Сама конструкция компактно складывается: шток укладывается вдоль веретена, а в современных моделях могут складываться и лапы. Это упрощает хранение и транспортировку якоря во время морского похода.

К преимуществам относится и большая держащая сила (её коэффициент равен 10-12), которая выше, чем у многих «собратьев» с таким же весом.

«Адмирал» способен справиться с любым грунтом: ему не страшны ни крупные камни, среди которых нередко застревают его «коллеги», ни коварная податливость ила, ни толща подводных водорослей.

К недостаткам флотского старожила можно отнести громоздкость и объёмность, трудоёмкость в обращении – это приводит к тому, что его хлопотно крепить в походное положение и нельзя быстро отдать. Якорь выковывают из железа с предъявлением жёстких требований к качеству материала и изготовления – это приводит к его высокой стоимости.

Шток зачастую выходит из строя: железный гнётся, а деревянный повреждают моллюски, он хрупок и недолговечен.

При погружении в грунт одна лапа торчит, представляя на мелководье угрозу для судов, а за выступающий над грунтом рог может зацепиться и запутаться якорная цепь.

Якорь Холла

В 1988 году англичанином Холлом был запатентован якорь, названный его именем. Этот якорь тоже считается флотским ветераном, только бесштоковым. Конструкция состоит из веретена и двух лап, отлитых вместе с коробкой.

Лапы в этой конструкции необычны: имеют плоскую форму, качаются и могут поворачиваться на оси.

Коробка и лапы утяжелены приливами с утолщениями в виде лопаток. Их задача – поворачивать лапы, заставляя их уходить в грунт на глубину, которая может в 4 раза превышать длину самих лап. Это особенно важно, если грунт слабый и необходимо сильно заглубиться, чтобы достичь прочного основания.

Неоспоримыми плюсами якоря Холла считаются достаточно большая держащая сила, быстрая отдача (его можно отдавать на ходу, причём, такой способ отдачи даже помогает максимально заглубить лапы) и удобная уборка в клюз.

На мелководье он не опасен для других судов, так как лапы плашмя лежат на грунте, запутывание якорной цепи или каната вокруг лап исключено.

К минусам конструкции относят ненадежность крепления якоря на разнородном по составу грунте при возникновении вращающего момента или во время стоянки на открытом рейде при изменении направления ветра или сильном течении, когда якорь начинает ползти рывками.

В этом случае при сильном рывке якорь выскакивает из грунта, а затем вновь углубляется благодаря лопатам, которые успевают нагрести бугор из грунта. Это объясняется слишком большим расстоянием между лапами.

Кроме того, шарнирную коробку может заклинивать, когда в неё набирается песок или мелкая галька.

При втягивании в клюз при уборке якоря лапы не всегда могут самостоятельно принять необходимое положение из-за не очень удачного расположения центра тяжести.

Якорь Матросова

Этот якорь является одной из наиболее современных конструкций с повышенной держащей силой. Созданный советским инженером И. Р. Матросовым в 1946 году, он вобрал в себя достоинства и устранил недостатки, присущие лапам двух типов якорей: с неподвижными лапами (таких как адмиралтейский) и с поворотными (якорь Холла).

Конструкция якоря такова: веретено, лапы, боковые штоки, якорная скоба.

В системе Матросова широкие поворотные лапы почти вплотную приближены к веретену и находятся настолько близко друг от друга, что во время зарывания в грунт начинают работать, как одна большая лапа. Площадь каждой из них больше, чем в других якорных конструкциях. Вместе с лапами отлит шток с боковыми приливами. Шток смещён вверх по отношению к оси вращения веретена. Его задача – защитить якорь от опрокидывания и увеличить держащую силу, погружаясь в грунт вместе с лапами.

Достоинствами конструкции являются устойчивость при волочении по грунту, большая удерживающая сила даже на мягких песчано-илистых грунтах и в камнях, сравнительно небольшой вес и удобство втягивания в клюз во время уборки. При развороте судна на 3600 держится уверенно.

Есть у конструкции и свои недостатки. На плотном грунте на начальном этапе заглубления якорь неустойчив. Если лапы вывернулись из грунта, повторно они в грунт не входят, и якорь продолжает ползти. Пространство между лапами у веретена настолько узкое, что часто забивается грунтом – это не даёт лапам возможности свободно отклоняться.

Производство

Якорь Матросова выпускается в двух вариантах:

  • сварной (сварная лапа)
  • литой полновесный (литая лапа)

Технический стандарт для якоря Матросова — ГОСТ 8497-78. Он применяется для якорей, которые используют на надводных судах, кораблях и плавсредствах внутреннего плавания.

Технические характеристики и параметры определяются массой (весом якоря)

Сварной якорь

Сварной якорь Матросова изготавливают массой от 5 до 35 кг из нержавеющей стали или из стали с анодированным покрытием или с покрытием краской.

Якоря, покрытые краской, требуют дополнительного ухода (зачистки от ржавчины и покраски), так как краска быстро обдирается грунтом. Анодное покрытие более стойкое, но тоже подвержено физическому воздействию при контакте с грунтом. Самые стойкие из сварных конструкций – якоря, сваренные из нержавеющей стали.

Литой якорь

Литые якоря Матросова изготавливают массой от 25 до 1500 кг.

Их, как правило, отливают из чугуна и покрывают анодным напылением или краской.

Якорь Матросова литой в опытном варианте с успехом был опробован на морских промысловых судах в эксплуатационных условиях. Преимущества его перед якорем Холла оказались бесспорными.

А какой лучше?

Учитывая большое разнообразие корабельных якорей, невозможно ответить однозначно на вопрос о том, какая конструкция лучше.

Однако многочисленные испытания на определение величины держащей силы на различных типах грунта показали, что якорь Матросова в 4 раза превосходит адмиралтейский и Холла при равной массе.

Якорь эффективен для использования на судах внутреннего плавания, речных судов, катеров и яхт. На судах морского флота практикуется его использование в роли вспомогательного.

.ru

Источник: https://viberilodku.life/sovety/skolko-vesit-yakor.html

Правильный якорь для яхты – какой он?

Каждый, кто хотя бы раз выходил на большую воду, знает, что якорь для яхты – вещь исключительно важная. От него зависит не только комфортная рыбалка или безмятежный отдых, правильный якорь обеспечивает главное — безопасность нахождения на воде.

Для чего нужен якорь

Прежде чем углубляться в характеристики и виды якорей, неплохо бы разобраться, для чего же в принципе нужен якорь. Казалось бы, простейшая, с виду конструкция, однако именно якорь играет важнейшую роль в эксплуатации любого судна.

Помимо того, что он внесен в табель обязательного оснащения, главная его задача – во что бы то ни стало удержать судно на месте, будь то прибрежная зона или открытое море.

В случаях, когда швартовка выполняется в крайне неблагоприятных погодных условиях и во время шторма, якорное устройство просто незаменимо.

Правильно выбранный якорь обеспечивает: 

  • надежную фиксацию судна на месте, 
  • в независимости от погоды и течения; 
  • оперативную отдачу и травление каната на нужную глубину; 
  • комфортное снятие судна с якоря и поднятие на борт самого якоря; 
  • удобное хранение всей конструкции, 
  • возможность уборки по-походному.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Лучшие воблеры на щуку весной

Какими бывают якоря

Надежность и жизнеспособность разных видов якорей сотни лет проверяли люди моря. Одни конструкции были названы в честь своих создателей, к ним относятся проверенные временем якоря Дэнфорта, Матросова, Брюса, Байерса. Другие же получили общие названия: адмиралтейские, плуги, кошки и ледовые.

По назначению якоря можно классифицировать следующим образом:

Задача станового якоря – удержать судно на месте. Размещаются обычно в носовой части.

Задача – не допустить разворота судна в процессе стоянки вокруг станового якоря. Размещаются на корме.

Задача – на долгое время закрепить на месте плавучие объекты, например маячки.

Задача – удерживать судно, предотвращая его разворот бортом к волне.

  • Якоря для пассажирских яхт

Якоря для яхты – очень важное оборудование. В зависимости от размеров и назначения судна, иногда достаточно иметь на борту один якорь-кошку, а иногда и целый арсенал различных якорных конструкций. Эффективность разных типов якорей зависит от их собственных размеров, условий эксплуатации и параметров судна. Не всегда самый массивный якорь – лучший.

Какой якорь выбрать для яхты

Поскольку главная задача любого якоря – крепко удерживать судно на месте, один из основных параметров, на который стоит обратить внимание при выборе – это масса якоря.

В зависимости от параметров судна, существует несколько способов выбрать правильный по массе якорь:

1. Возьмем за основу массу, которую может удерживать конкретное судно. В зависимости от водоизмещения, собственная масса правильного якоря составит не менее 10% от общей массы.

2. Возьмем за основу длину судна. Определить оптимальную массу якоря поможет формула, в которой масса якоря – это 1% от общей длины судна.

Это простая подсказка по расчету массы, однако на деле, удерживающая сила любого якоря зависит не только от неё. Важную роль играют характеристики дна акватории: его рельеф и грунт. При наличии илистого или песчаного дна, лапы якоря проникают глубоко в грунт и надежно фиксируют положение судна. Если дно каменистое, якорь аналогичной массы не сможет удерживать судно на месте до тех пор, пока не обнаружит на дне достаточный для крепкой фиксации участок.

По этой причине будущему владельцу якоря стоит обратить внимание и на другие его параметры, ответив на вопросы:

— На каком типе донного грунта планируется чаще всего использовать якорь? В зависимости от акватории, это могут быть песок, галька или другие, менее распространенные виды донных отложений.

— Какие погодные условия и аномалии характерны для тех мест, где вы чаще всего планируете вставать на якорь? Будет водоём открытым или закрытым, какие течения для него характерны.

Знать ответы на эти вопросы необходимо, ведь универсальных решений, к сожалению, не бывает, и якорь, идеально подходящий для эксплуатации в одной местности, может неожиданно подвести вас в другой.

Основные типы якорей

Рассмотрим наиболее востребованные и распространённые типы якорей, каждый из которых имеет свои особенности.

Адмиралтейский якорь

Классический и старый, как мир, якорь «Адмирал» постепенно уходит в прошлое — встретить его в музеях сегодня проще, чем на современной пассажирской яхте. Он имеет довольно простую конструкцию: два неподвижных рога и шток, распложенный к ним перпендикулярно. Главный плюс такого якоря – универсальность и возможность применения в независимости от особенностей дна.

Поскольку удерживающая сила «Адмирала» прямо пропорциональна его массе, а именно вес якоря главным образом влияет на его эффективность, использование такого якоря на современных яхтах становится просто нецелесообразным.

В настоящее время существует множество современных якорных конструкций, значительно превосходящих классические адмиралтейские по функциональности, надежности и прочим потребительским характеристикам.

Якорь Матросова

Современный и один из наиболее надежных типов якорей. При одинаковых массах удерживающая сила якоря Матросова в четыре раза превышает силу адмиралтейского. Применяется в основном на крупных катерах и яхтах.

К достоинствам конструкции можно отнести устойчивость при волочении по дну, повышенную держащую силу и относительно небольшой вес.

Сближенные лапы и обтекаемая форма позволяют якорю Матросова входить глубоко в грунт и надежно фиксировать положение судна, удерживая его даже при развороте на 360 градусов, что особенно важно в условиях шторма. Оптимален для илистого, песчаного и каменистого грунта.

К недостаткам конструкции можно отнести зауженное пространство между лапами, которое часто забивается и повышает вероятность заклинивания.

Якорь Дэнфорта (Danforth anchor)

Разновидность станового судового якоря. На сегодняшний день якорь Дэнфорта и все его модификации считаются наиболее популярными среди яхтсменов. Классическая конструкция имеет максимально сближенные плоские лапы, удлинённый шток внизу и обтекаемую головную часть.

Достигая дна, якорь проходит рыхлую поверхность и уходит глубже, до твёрдой основы, где надёжно крепится и держит судно. В сложенном виде конструкция весит не много, тогда как ее держащая сила составляет до 50 кг на каждый килограмм якоря.

Эффективен для применения на песчаном грунте.

К недостаткам Дэнфорта можно отнести его невысокую эффективность на галечных и каменистых грунтах, а также вероятность чрезмерно глубокого погружения в песчаную поверхность дна, что сильно усложняет процесс его поднятия за веретено вручную. По этой причине рекомендуется использовать его с буйрепом. К наиболее популярным разновидностям якоря Дэнфорта относятся: Guardian, Fortress и Britany.

Якорь-кошка

Складной якорь-кошка является наиболее универсальным и предпочтительным для применения на небольших судах водоизмещением до 400 кг. При правильном применении он отлично держит практически на любых грунтах, за исключением илистого и каменистого.

Использовать его на крупной круизной яхте можно, но в качестве вспомогательного – благодаря складной конструкции его удобно транспортировать и хранить. «Кошку» можно использовать также в качестве трала для подъёма со дна затонувших предметов или на участках с большим количеством коряг и донного мусора.

Так якорь-кошка Mighty Mite с упругими рогами из арматуры надежно крепится к такого рода «замусоренным» грунтам, а при ходовом усилии с легкостью из них высвобождается.

Якорь-плуг

Общий тип современных и надежных однолапых якорей повышенной удерживающей силы. По мере протаскивания его по дну, плуг углубляется в грунт и с резким возрастанием сопротивления, надежно там крепится и фиксирует судно.

Конструкция из двух независимых частей соединена таким образом, что позволяет плугу надежно удерживаться в грунте даже при развороте судна до 180 градусов. В зависимости от модификаций, выпускается в весовых категориях от 2 до 250 кг, для маломерных судов оптимален в категории от 7 до 34 кг.

Благодаря компактности и удобству размещения, якорь-плуг особенно востребован среди почитателей парусных яхт.

К наиболее известным моделям «Плуга» относятся якоря Брюса, Кобра, Delta и ставший легендарным среди яхтсменов CQR. В последние годы все большее применение находят новые модели: Rocna и Spade, однако они имеют недостаток схожий с якорями Дэнфорта: излишне углубляются в грунт, что осложняет процесс их поднятия. Решением может стать использование того же буйрепа

На что обратить внимание при покупке

Остановив выбор на конкретном типе якоря, обратите внимание и на потребительские свойства конкретной модели:

  • компактность, удобство в использовании и транспортировке, 
  • устойчивость конструкции к ржавчине, 
  • адаптивность к различным типам грунтов, 
  • соответствие государственным стандартам, 
  • гарантированный срок эксплуатации.

Правильно выбранный якорь – залог не только комфортного отдыха, но и вашей безопасности на воде. Помните, что приобретать такое важное оборудование как якорь для яхты необходимо только в специализированных и сертифицированных офлайн или онлайн магазинах. Ответственные менеджеры всегда окажут вам содействие и дадут исчерпывающую информацию о выбранном товаре.

Источник: https://yacht-parts.ru/info/articles/pravilnyy_yakor_dlya_yakhty_kakoy_on/

Корабельные якоря. Якорь Матросова: особенности конструкции

Казалось бы, что можно рассказать о якоре? Простейшая, на первый взгляд, конструкция. А ведь он играет огромную роль в жизни корабля. задача якоря – надёжно привязать судно к земле, где бы это ни было: в открытом море или у берега. Моторная лодка или яхта, круизный лайнер или многотонный танкер – безопасное движение по морским просторам для любого судна зависит от надёжности якорей.

Якорные конструкции видоизменялись на протяжении сотен лет. Надёжность, простота использования, вес — каждый параметр проверяло на практике само море, отсчитывая морские мили. Большинство якорей носят общие названия: адмиралтейский, ледовый, плуг, кошки. Но существуют якоря, названные в честь их создателей. Среди изобретателей надёжных конструкций звучат фамилии: Холл и Матросов, Дэнфорт, Брюс, Байерс, Болдт.

Якорь-«адмирал»

Адмиралтейский якорь по праву можно считать ветераном среди корабельных якорей. Это едва ли не единственный представитель конструкций, имеющих шток. Несмотря на то что на смену ему пришли более современные и надёжные модели, он по-прежнему выполняет свою судовую роль во флоте. Это объясняется универсальностью конструкции.

Проверенное столетиями строение адмиралтейского якоря лаконично: неподвижные лапы и рога отлиты или выкованы вместе с веретеном и составляют с ним единое целое, без дополнительных механических элементов. Шток – деревянный или металлический. Его задача – помогать быстрому забору грунта и правильному ориентированию якоря, цепляющегося за дно.

Сама конструкция компактно складывается: шток укладывается вдоль веретена, а в современных моделях могут складываться и лапы. Это упрощает хранение и транспортировку якоря во время морского похода.

К преимуществам относится и большая держащая сила (её коэффициент равен 10-12), которая выше, чем у многих «собратьев» с таким же весом.

«Адмирал» способен справиться с любым грунтом: ему не страшны ни крупные камни, среди которых нередко застревают его «коллеги», ни коварная податливость ила, ни толща подводных водорослей.

К недостаткам флотского старожила можно отнести громоздкость и объёмность, трудоёмкость в обращении – это приводит к тому, что его хлопотно крепить в походное положение и нельзя быстро отдать. Якорь выковывают из железа с предъявлением жёстких требований к качеству материала и изготовления – это приводит к его высокой стоимости.

Шток зачастую выходит из строя: железный гнётся, а деревянный повреждают моллюски, он хрупок и недолговечен.

При погружении в грунт одна лапа торчит, представляя на мелководье угрозу для судов, а за выступающий над грунтом рог может зацепиться и запутаться якорная цепь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Крючки и снасти
Снасть на камбалу

Закрыть